На днях листала свой любимый журнал «Мир фантастики» за октябрь 2005 года. Наткнулась на статью о славянских монстрах и, прочитав фрагмент, относящийся к личности Бабы Яги, нахмурилась. Ох, не понравились мне те несколько предложений, которые совершенно не раскрывали образ знакомой всем с детства старушки…

Для начала нужно обозначить, откуда мы о ней знаем. Тут большинство из вас скажут: «из сказок» и будут совершенно правы. Баба Яга – одна из самых распространённых героинь русских волшебных сказок. Сейчас, конечно, её образ можно встретить в славянской фэнтези, подчас даже в комическом амплуа, но здесь я бы хотела рассмотреть классическую Бабу Ягу.
В. В. Пропп – известный фольклорист – выделяет три разные формы яги. Это яга-дарительница, помогающая советом или предоставляющая волшебное средство (коня, меч, ковёр-самолёт и пр.) главному герою; яга-похитительница, крадущая маленьких детей; яга-воительница, хулиганка и злодейка.
Более подробно берусь описать ягу-дарительницу.
Итак, перед нами Иван-царевич – главный герой волшебных сказок. Переполнен разного рода положительными чертами, красавец, парень на все руки – словом, завидный жених, нам бы таких. Но местные девушки ему не нравятся. И едет он в Тридевятое царство, в Тридесятое государство за предметом воздыханий. Едет обычно «долго ли, коротко ли» - в сказках время всегда такое размытое, что думай-гадай сколько лет наш Иван-царевич до этого самого царства ехал.
Остановимся на образе «Тридесятого». Необходимо сразу обозначить, что оно – не наш родной, реальный мир, а иное царство, потустороннее, царство мёртвых. Часто сама невеста принадлежит к этому царству, на с течением времени наверняка приобщается к миру живых. Всё, что в «Тридесятом», чуждо Ивану – представителю нашего, и попасть герой просто так туда не может – между мирами всегда есть граница.
Граница эта – обычно лес. Тёмный, дремучий. В лесу можно блуждать всю жизнь, и не найти выхода, но есть там одно такое очень интересное явление – избушка на курьих ножках. Герой на неё натыкается случайно, а может и не совсем случайно, но сказка об этом умалчивает. И, казалось бы, в эту избушку можно войти, обогреться, накормиться, но в ход в неё с другой стороны. Любой из нас, конечно, обошёл бы пернатую избушку, и неизвестно что с ним бы случилось, потому что изба – это те врата, что стоят на границе двух миров. Соответственно, войти в эти врата можно лишь со своей, «родной», стороны. И Иван-царевич произносит своеобразное заклинание: «Встань ко мне передом, к лесу – задом».
Избушка слушается. Герой входит в неё и видит, как тесно в старухином жилище. Баба-Яга лежит обычно на печке в полусвёрнутом состоянии («нос в потолок врос»)… Это не оттого, что она такая большая, нет, это всё размеры избы. И они не случайны. Избушка олицетворяет гроб, в котором хоронят умерших, поэтому в ней так тесно. Используя ещё одно лирическое отступление, скажу, что в волшебных сказках редко что-то бывает случайным и всё связано обычно с древними поверьями и обрядами.
Хозяйка избушки – сторож на границе миров, принадлежит миру мёртвых, и поэтому сама мертва. Об этом говорит и «костяная нога» (разложившаяся плоть, иными словами), и её это своеобразное: «фу, фу, русским духом пахнет». Оттого и пахнет, потому что ,во-первых, Баба-Яга слепа и может только чувствовать, а во-вторых, особенно хорошо чует она представителя «несвоего» мира – живого человека. Сама старушка на вид не очень привлекательна, но часто довольно сговорчивая.
…И тут Баба-Яга запросто могла бы съесть Ивана. Но он – главный герой сказки, и поэтому съедение для нас неприемлемо. Царевич обычно обзывает старушку «старой хрычёвкой» и требует «накормить, напоить и спать уложить». От такой наглости у пенсионерки, конечно, шок. Волей-неволей, отчасти из-за страха (а вдруг ещё и мечом Иван махать начнёт) Баба-Яга выполняет «просьбу» чужака. Здесь тоже присутствуют древние верования, согласно которым для пути в царство мёртвых покойнику нужна еда, чтобы подкрепиться в дороге. И в сказке, это еда покойника, которой питается сама Яга. Таким образом Иван-Царевич приобщается к иному миру. Теперь он может продолжать путь без страха быть убитым первым встречным упырём, который по запаху распознал в нём живого.
Но это ещё не всё. Баба-Яга Ивану может указать путь, дать какой-нибудь клубочек, чтобы выйти из леса, подарить коня (волшебного, конечно, у которого дым из ушей валит и земля под копытами дрожит), орла (такого большого, чтобы сразу к невесте привёз) и много-много всякой нужной в путешествии всячины. Иван едет за невестой, побеждает Кощея бессмертного. Хэпи энд и все счастливы.
В сказках о падчерицах и мачехах яга тоже дарительница, но несколько другая. Сначала она испытывает героиню, задаёт ей различные трудные задачи и только потом одаривает и наказывает мачеху и злых сестёр.

Вряд ли мне удалось полностью раскрыть образ Бабы-Яги-дарительницы, но основные её черты я выделила… На этом и сказки конец, а кто слушал – молодец.

Записано 4 ноября 2005г.


На главную
Design by Elentari

Hosted by uCoz